Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Региональные порталы Карта сайта Вход

Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области

Руководство по соблюдению обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия Ростовской области

1 Декабря 2020
Тип документа: Приказ
Уровень: Локальный

Приложение

к приказу комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области

от 17.12.2019 № 20/01-02/160

РУКОВОДСТВО

по соблюдению обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия Ростовской области

I Раздел

I. Общие положения

В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области обладает полномочиями Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации
и государственной охраны объектов культурного наследия, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации,
в том числе, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ полномочиями по федеральному государственному надзору.

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона № 73-ФЗ комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области осуществляет полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона № 73-ФЗ полномочия по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

В соответствии со статей 3 Федерального закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки
и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении
и развитии культуры.

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека
в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо
от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ
«О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены
к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры
и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

Согласно статье 4 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной
и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности,
а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

II. Перечень нормативных правовых актов,
регламентирующих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного регионального и федерального надзора в области охраны объектов культурного наследия

 

Обязательные требования в области охраны объектов культурного наследия установлены следующими нормативными правовыми актами:

Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного культурного
и природного наследия 1972 года (утверждено решением 1 – й сессии Комитета всемирного наследия № СС – 77/CONF. 001/8 в 1977 г. (с изменениями, внесенными решением 27 – й сессии Комитета всемирного наследия № 27 COM 10 в 2003 г.);

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569;

Положение о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 № 740;

Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972;

Правила установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации
от 10.09.2019 № 1178;

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 № 1745;

Порядок приемки работ по сохранению объекта культурного наследия
и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.06.2015 № 1840;

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20.11.2015 № 2843;

Областной закон Ростовской области от 02.03.2015 № 334-ЗС «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ростовской области»;

Положение о комитете по охране объектов культурного наследия Ростовской области, утвержденное постановлением Правительства Ростовской области
от 19.12.2017 № 930;

Положение о региональном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденное постановлением Правительства Ростовской области от 27.06.2018 № 420.

III. Обязательные требования законодательства Российской Федерации
в области охраны объектов культурного наследия

Обязательные требования подлежат исполнению органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами,
их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и физическими лицами, являющимися правообладателями объектов культурного наследия либо осуществляющими деятельности в отношении объектов культурного наследия (территориях объектов культурного наследия, в зонах охраны или защитных зонах объектов культурного наследия, на земельных участках непосредственно связанных с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия).

В соответствии со статьей 3.1. Федерального закона № 73-ФЗ «территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически
и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная
в соответствии с указанной статьей.

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать
с границами существующих земельных участков.

В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.

Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области (далее – комитет) в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 73-ФЗ
и Положением о комитете по охране объектов культурного наследия Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области
от 19.12.2017 № 930, осуществляет:

федеральный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения;

региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

В то же время следует отразить что Федеральный закон от 07.06.2017 № 116 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов в установленной сфере деятельности осуществляется государственными органами охраны объектов культурного наследия в пределах своей компетенции и при осуществлении ими соответствующих переданных полномочий Российской Федерации в соответствии
с действующим законодательством при осуществлении регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

На основании изложенного, комитетом в рамках осуществления государственного надзора в установленной сфере деятельности осуществляется государственный надзор за обеспечением доступа объектов культурного наследия для инвалидов.

Во исполнение статьи 47.6. Федерального закона № 73-ФЗ ФЗ приказами комитета утверждаются охранные обязательства собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия, содержащие требования к сохранению объекта, к его содержанию и использованию в случае угрозы ухудшения его состояния, к обеспечению доступа к объекту, к размещению наружной рекламы
на объекте, его территории в случае, если ее размещение допускается
в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии же с пунктом 14 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ действие охранного обязательства прекращается со дня принятия Правительством Российской Федерации решения об исключении объекта культурного наследия из вышеуказанного реестра.

Перечень видов работ по сохранению объекта культурного наследия и сроки их проведения указываются в акте технического состояния.

Акт технического состояния объекта культурного наследия фиксирует техническое состояние объекта на момент осмотра и определяет состав (перечень)видов работ по сохранению объекта культурного наследия и сроки (периодичность) проведения работ.

В соответствии со статьей 47.3. Федерального закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия либо лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, обязаны:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия
и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные
и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

5) соблюдать установленные статьей 5.1Федерального закона № 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):

под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные
и иные выделения;

под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;

под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом
и применением химически активных веществ;

7) незамедлительно извещать комитет обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку
в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку,
в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры
по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ
по сохранению объекта культурного наследия;

8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В случае, если содержание или использование объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния объекта или его предмета охраны комитет устанавливает требования:

к видам хозяйственной деятельности с использованием объекта, в том числе, ограничение хозяйственной деятельности;

к использованию объекта культурного наследия, предусматривающие ограничение технических и иных параметров воздействия на объект;

к благоустройству в границах территории объекта культурного наследия.

В случае обнаружения при проведении работ на земельном участке объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, собственники иной законный владелец объекта обязан незамедлительно приостановить проводимые работы и направить в течение 3 рабочих дней со дня их обнаружения в комитет письменное заявление об указанных объектах.

Кроме того, если проведение земляных, хозяйственных и иных работ может ухудшить состояние объектов культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка, в границах которого проводятся такие работы, работы должны быть немедленно приостановлены лицом, их проводящим, получившим предписание комитета о приостановлении указанных работ.

В соответствии со статьями 40-44 Федерального закона № 73-ФЗ
в отношении объекта культурного наследия допустимы исключительно работы
по его сохранению.

Согласно статьей 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования
и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные
и производственные работы, научное руководство проведением работ
по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор
за проведением этих работ.

К работам по сохранению объекта культурного наследия относятся: консервация, реставрация, ремонт, приспособление под современное использование.

Кроме того, статьей 47 Федерального закона № 73-ФЗ предусматривается воссоздание утраченного объекта культурного наследия посредством реставрации.

Физическая утрата объекта не подтверждает факт утраты объекта культурного наследия и не является основанием для исключения объекта
из единого государственного реестра объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации (далее – реестр).

Статьей 23 Федерального закона № 73-ФЗ регламентировано, что исключение из реестра объекта культурного наследия регионального значения осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации при наличии заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется
в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.

Исключительно государственная историко – культурной экспертиза может установить факт полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.

Согласно Положению о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации
от 15.07.2009 № 569, экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного
в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11.2 указанного Положения экспертиза документов, обосновывающих исключение объектов культурного наследия
из реестра, проводится экспертной комиссией из 3 и более экспертов.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ.

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных комитетом (в отношении объектов культурного наследия федерального
и регионального значения, выявленных объектов культурного наследия) или муниципальным органом охраны объектов культурного наследия (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения), проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной вышеуказанными органами, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности
и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия», утвержден постановлением комитета по охране объектов культурного наследия
от 29.10.2019 № 20/01-01/1005. Заявителем на получение государственной услуги является собственник (физическое лицо либо юридическое лицо) или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия.

Приказом Минкультуры России от 08.06.2016 № 1278 утвержден порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.

Административный регламент предоставления государственной услуги «Согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия», утвержден постановлением комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области от 29.10.2019 № 20/01-01/1003. Заявителем на получение государственной услуги является физические и юридические лица.

Разработка проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Реестр указанных лицензий размещен на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При разработке проектной документации необходимо руководствоваться статьями 36, 40-45 Федерального закона № 73-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569.

Согласно Положению о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации
от 15.07.2009 № 569, экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица на основании договора между заказчиком и экспертом.

При проведении экспертизы несколькими экспертами заказчик заключает договор с каждым из экспертов. Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее - заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Приказом Минкультуры России от 05.06.2015 № 1749 утвержден порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ
по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.

Учитывая требования статьей 5.1. и 36 Федерального закона № 73-ФЗ,
а также Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 15.07.2009 № 569, в случае, если здание не является объектом культурного наследия, но расположено в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком
в границах территории объекта культурного наследия, перед проведением работ вотношении указанного здания разрабатывается специальный раздел
об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, включающий оценку воздействия проводимых работ в отношении здания на объект культурного наследия.

Получение разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия при отсутствии воздействия на него не требуется.

Однако при наличии воздействия на объект культурного наследия разрабатывается документация или специальный раздел документации, обосновывающий меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, подлежащие государственной историко-культурной экспертизе.

Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия», утвержден постановлением комитета по охране объектов культурного наследия
от 29.10.2019 № 20/01-01/1004.

Заявителем на получение государственной услуги является юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Приказом Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625утвержден порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся при обязательном соблюдении следующих условий:

соответствие проводимых работ разрешению на проведение работ
по сохранению объекта культурного наследия и в пределах сроках действия указанного разрешения;

соответствие проводимых работ согласованной комитетом проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

наличие у лица, проводящего работы по сохранению объекта культурного наследия лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия;

наличие аттестованных специалистов при проведении работ по консервации
и реставрации объектов культурного наследия;

осуществление научного руководства и авторского надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия;

осуществление технического надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия.

Комитет осуществляет государственный надзор за проведением работ
по сохранению объектов культурного наследия.

Приемка выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с приказом Минкультуры Российской Федерации
от 258.06.2015 № 1840, устанавливающим состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия, а также порядок приемки работ по сохранению объектов культурного наследия
и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия.

Руководствуясь вышеназванным приказом Минкультуры Российской Федерации, лицо, осуществляющее научное руководство и авторский надзор
за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия предоставляет
в комитет отчетную документацию в течение 90 рабочих дней со дня выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Комитет утверждает представленную отчетную документацию в течение 30 рабочих дней со дня ее предоставления в случае выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ.

Непосредственно приемка работ осуществляется комиссионно собственником или иным законным владельцем объекта культурного наследия при участии комитета.

В течение 15 рабочих дней после дня утверждения отчетной документации комитетом выдается акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

IV. Ответственность за правонарушения

в области охраны объектов культурного наследия

 

Согласно статье 61 Федерального закона № 73-ФЗ за его нарушение должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 Федерального закона № 73-ФЗ, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.

Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрены следующие основания для привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны объектов культурного наследия:

Статья 7.13. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

1. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3указанной статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере
от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российск